Если бы людям на заре зарождения компьютерных игр сказали, что в не столь отдалённом будущем эти чисто развлекательные проекты поднимутся на уровень спортивных дисциплин, то над таким заявлениям бы просто посмеялись. Однако прошло чуть больше полувека, и вышла Doom 2, где впервые был внедрён кооператив, а с 1997 года официально началась история киберспорта (с серии Quake). Сейчас турниры по киберспортивным дисциплинам собирают по несколько миллионов зрителей, разыгрываются многомиллионные призы, а сам киберспорт был признан МОК и будет включён в программу Олимпийских игр в 2024 году. Проектов в этой области достаточно много, и мы постарались собрать в один топ самые популярные киберспортивные игры.
Shadowverse
Коллекционная карточная игра от японской студии имеет популярность не просто из-за яркой аниме-картинки и бесплатной модели распространения. Игра имеет свои уникальные фишки вроде дублирования легендарных карт, нескольких уникальных режимов и очков эволюции, которые улучшают персонажа прямо во время игры. Турниры по Shadowverse не очень крупные, и призы редко превышают 10 тысяч $, однако мировые соревнования Shadowverce World Grand Prix разыгрывают минимум 1 млн $.
- стилистика, арты, звуковое сопровождение – всё в лучших традициях аниме;
- система эволюции героя, которая может переломить ход битвы (при грамотном использовании);
- небольшая зависимость от рандомного выпадения карт.
World of Warcraft
Базовая версия MMORPG World of Warcraft (её ещё называют «ванильной») вышла больше 15 лет назад, получила море дополнений и в своё время насчитывала в пиковом онлайне больше 12 миллионов игроков. Сейчас же WoW постепенно теряет популярность, но всё равно в нём стабильно поддерживается обширный онлайн, а Blizzard регулярно проводят международные турниры в аренном режиме PvP-битв (Arena World Championship с призовым фондом от 100 до 330 тысяч $) и в рейдовом режиме в подземельях (Mythic Dungeon International, до 330 тысяч $).
- богатейший лор, расширяющий вселенную Warcraft при помощи регулярных сюжетных дополнений;
- огромный открытый мир с десятками тысяч игроков на популярных серверах;
- большое количество контента и разветвлённое древо развития персонажа.
Playerunknown’s Battlegrounds
Родоначальник жанра Battle-royale набрал оглушительную популярность: одно время пиковый онлайн в одном только Steam превысил 1,3 млн игроков, обогнав господствующую там Dota 2. К сожалению, обилие читеров и редкая встречаемость в команде адекватных пользователей поспособствовали спаду популярности шутера от третьего лица, однако до сих пор в PUBG играют сотни тысяч игроков, а разработчики проводят международные турниры: так, PUBG Global Championship имеет призовой фонд в 2 млн $, а PUBG Nation Cup – до 500 тысяч $.
- уникальные геймплейные фишки, определившие развитие дальнейших игр жанра;
- изменение возможностей при переключении стандартного вида от третьего лица на первый;
- неплохая графика (для слабых устройств есть версия Lite).
Tom Clancy’s Rainbow Six Siege
Шутер от первого лица вышел на вершины рейтинга киберспортивных игр не из-за своей графики или спецэффектов. Популярным его сделали большой упор на тактическую составляющую, разрушаемость стен и действующие со времён CS 1.6 условия игры. Киберспортивные соревнования проводятся в рамках одного режима, «Заряд», который основан на противодействии штурмотряда и защитников, заложивших 2 взрывчатки в здании. Самые крупные турниры: Six Invitational (до 3 млн $) и финалы Pro League (до 700 тысяч $).
- большая разрушаемость стен и дверей, что используется для создания тактических преимуществ;
- использование различных военных гаджетов;
- хороший простор для тактики (при условии слаженной команды, конечно) и много карт.
Project CARS
Чрезвычайно реалистичный автосимулятор поражает своей графикой, вниманием к деталям и отзывчивостью управления, благодаря чему вошёл если не в лидеры, то в десятку топа киберспортивных дисциплин. Project CARS использует динамическую модель шин и смену времени суток и погоды, что полностью изменяет расклад сил (например, во время гонки пойдёт дождь, и тогда победа окажется у того, кто лучше дрифтует). Крупные соревнования в основном проводятся во время выставок (Gamescom или EGX), хотя есть много местных лиг.
- 70 лицензированных машин и больше 30 реальных трасс (и это только на релизе);
- отличная графика и практически неотличимые от реальности звуковые эффекты;
- с разработчиками плотно сотрудничали гонщики с мировым именем, которые помогли создать такую реалистичность.
Injustice 2
Файтинг с персонажами DC Comics сделан на движке MKX и отличается от неё только отсутствием добиваний (ну и главными героями, конечно). В целом же, это тот же динамичный файтинг с жестокими ударами, красивой графикой, отменной детализацией и крепко сбитым сюжетом, который является прямым продолжением предыдущей Injustice: God Amound Us. Наиболее крупные турниры проводятся в Injustice 2 Pro Series (до 100 тысяч $), а на ЧМ Injustice 2 ELeague разыгрываются 250 тысяч $.
- эффектные драки с множеством эффектов и приёмов;
- взаимодействие с окружение во время схваток;
- напряжённая драматичная история в лучших традициях комиксов.
Paladins
Этот геройский шутер от первого лица внешне и геймплейно напоминает другой популярный киберспортивный проект, Overwatch. События в Paladins происходят в оригинальном технофэнтезийном мире, а в сражениях здесь сталкиваются гоблины на роботах, эльфы, великаны и даже драконы с джетпаками. Несмотря на явное сходство с проектом Blizzard, Paladins затягивает благодаря своей цветастости и динамичности. Проходят крупные турниры Paladins World Championship с общим призовым фондом в 200 тысяч $.
- система карт прокачки талантов персонажа;
- возможность выбрать любого героя со своим стилем игры;
- только косметический донат и большой онлайн в любое время суток.
Warface
Военный шутер от первого лица, действия в котором происходят в недалёком будущем, быстро набрал популярность и дорос до киберспортивной дисциплины уже через пару лет после полноценного релиза. Игра собрала в себе лучшие черты Call of Duty (в виде обширного и сочно стреляющего оружия) и Battlefield (классы оперативников), и завлекает народ красивой картинкой и большим онлайном. На крупных соревнованиях Warface Open Cup разыгрываются фонды от 1,5 до 3 млн $.
- прокачать своего персонажа можно, только честно проходя миссии и набирая опыт;
- большое количество разнообразных режимов и сюжетных спецопераций;
- постоянные ивенты и обновления.
Halo 5: Guardians
Знаменитая серия научно космических шутеров от первого лица Halo тоже внесла свой вклад в развитие киберспорта: в режиме игры Arena периодически проходят международные турниры. Самостоятельно игра может предоставить пафосный и несколько стандартный сюжет про спасителей галактики в лице Мастера Чифа и компании, а вот мультиплеер сделан ещё лучше, чем в предыдущих частях. Туриниры по играм серии проводятся давно, но самые масштабный – Halo World Championship с фондом от 1 до 2,5 млн $.
- новые возможности экзокостюма;
- отличная графика и кинематографичная зрелищность;
- оригинальный научно-фантастический сеттинг в духе классических космоопер.
SMITE
С начала анонса до релиза SMITE позиционировалась как очередная MOBA, только от третьего лица. Однако после выхода игра стала более чем популярной (сейчас совокупный объём пользователей – 35 миллионов), и не в последнюю очередь благодаря именно расположению камеры. Хоть герои сражаются на стандартной DotA-подобной карте, вид от третьего лица существенно меняет геймплей и превращает игру почти что в RPG. Крупные турниры проходят в основном в SMITE World Championship (призовой фонд в среднем 1 млн $).
- герои здесь не стандартные фэнтезийные орки и эльфы, а боги и просто персонажи легенд (можно сыграть хоть за Зевса, хоть за Ктулху, хоть за Бабу-Ягу);
- разнообразные режимы и внушительный набор персонажей (больше 100 богов\героев);
- знакомые каждому поклоннику MOBA крипы, баффы, три дороги по краям и середине карты и защитные башни.
Mortal Kombat Х
Один из самых популярных файтингов серии, которая становится с каждым годом всё лучше, имеет огромную базу фанатов, а киберспортивные турниры по MKX собирают зрителей не меньше, чем по DotA 2 и FIFA. По жестокости и реализму боёв «Смертельная битва» оставляет позади конкурентов (даже ту же Injustice), а проводить вечера в компании друзей перед телевизором с приставкой, в очередной раз выясняя, кто сильнее – Саб-Зиро или Скорпион, всё так же увлекательно. Самый популярный киберспортивный турнир – ESL Mortal Kombat X Pro League с фондом до 500 тысяч $.
- множество старых и новых героев (включая Хищника, Джейсона Вурхиса и даже Чужого);
- режим X-Ray и жестокие фаталити\бруталити;
- 3 уникальных вариации боя у каждого персонажа.
Quake Champions
После не самой удачной Quake 4 разработчики из id Software решили не экспериментировать с синглплеером и сосредоточиться на мультиплеере. В итоге получился многопользовательский шутер от первого лица Quake Champions, который соединил в себе динамичность легендарной Quake III: Arena, мрачность всей вселенной и современные фишки командных шутеров в виде «ульты». Теперь герои не только отличается своеобразным внешним видом и пассивными характеристиками, но и уникальными навыками. Хоть и чемпионаты мира Quake World Championship не проводятся (первый имел фонд в 100 тысяч $), турниры идут в рамках Quake Pro League с призовым фондом до 65 тысяч $.
- ракеты, взрывы, прыжки и рельсовые пушки – всё, как в старом Quake;
- добавление нового режима «Обелиск»;
- использование чемпионских навыков освежает геймплей.
Team Fortress 2
Командный шутер от первого лица выпущен больше 10 лет назад, был одним из «столпов» Valve и до сих пор имеет базу поклонников и активную поддержку разработчиками. Игру отличает в первую очередь характерный мультяшный стиль (вроде «Суперсемейки» от Pixar) и фирменный юмор. Team Fortress 2 даже имеет связный и на удивление неплохой сюжет, который раскрывается не напрямую, а через комиксы, игровые видео и окружение.
- больше 10 интересных режимов матчей;
- 9 уникальных персонажей, обладающих особыми характеристиками и своей биографией (и это за 10 лет до Overwatch);
- интересная графика и атмосфера веселья.
Call of Duty
С начала серии шутеров от первого лица прошло 8 лет, прежде чем «колда» добралась до киберспортивных состязаний. Хотя некоторые пользователи до сих пор твёрдо уверены, что лучшим мультиплеером остаётся режим в оригинальной Modern Warfare, киберспортсмены соревнуются в основном в Black Ops III, Infinite Warfare и в Modern Warfare 2019 года (и его «батлрояле» Warzone), причём в Call of Duty World League фонд составляет от 200 до 700 тысяч $.
- выверенный баланс игровых персонажей;
- отличная графика и спецэффекты;
- много оружия, зомби-режим, обширные возможности прокачки.
FIFA
Турниры по FIFA проходят аж с 2004 года и по своей популярности и серьёзности подготовки обгоняют даже таких мастодонтов, как Dota 2 и CS:GO. Правда, дисциплины всё-таки разные, и сравнивать их достоинства и недостатки нет смысла, однако призовые фонды для «фиферов» часто составляют не меньше 200 тысяч $, а мировой FIFA eWorld Cup разыгрывает до 500 тысяч $. По накалу страстей киберарены во время матчей не уступают реальным стадионам, а киберспортсмены для оттачивания навыков проводят в игре каждый день (некоторые даже по 12 часов).
- высокая реалистичность и внимание к деталям;
- картинку порой не отличить от настоящей;
- возможность сыграть за большинство клубов мира.
Hearthstone
ККИ по мотивам вселенной Warcraft начала пробиваться в киберспорт ещё на стадии закрытого бета-тестирования. Как и в других ККИ, здесь нужно собрать свою колоду и победить оппонента грамотным раскладом карт. Карты можно собирать за внутриигровую валюту или покупать за реальные деньги. За 6 лет Hearthstone превратилась в одну из самых популярных киберспортивных игр от Blizzard, находясь в тройке лидеров вместе с Overwatch, StarCraft II и WoW. На международном Hearthstone World Championship призовой фонд составляет до 1 млн $.
- простота игровых механик, обеспечивающая низкий порог вхождения;
- 10 классов персонажей, перешедшие в Hearthstone из WoW;
- знакомый фанатам сеттинг и магические способности.
Heroes of the Storm
Ещё одна MOBA (всё-таки DotA дала толчок для развития целого жанра), только теперь – от Blizzard. Главной особенностью игры стал очень необычный кроссплей: в битве на стандартной карте сходятся персонажи из Warcraft, StarCraft, Overwatch и Diablo. Также успешным экспериментом стало изменение привычного геймплея: опыт распределяется между членами команды равномерно, нет валюты и снаряжения, а некоторыми героями можно управлять одновременно (есть даже персонаж, для игры которым нужно 2 игрока). Самый масштабный турнир – Heroes of the Storm Global Championship с призовым фондом в 500 тысяч $.
- любопытная смена поднадоевших механик;
- 8 разных режимов игры;
- интересный кроссовер персонажей.
World of Tanks
Как ни странно, сочетание простоты и «танчиков» может быть залогом успеха, и World of Tanks на своём примере это показали. Несмотря на явную аркадность, командный танковый симулятор покорил миллионы пользователей исторической достоверностью боевых машин, реалистичной физикой движений и отличной графикой. Киберспортсмены соревнуются в рамках чемпионатов Wargaming.net League, где разыгрываются по 300 тысяч $.
- большое количество танковых моделей от разных стран-производителей;
- хорошо проработанная внутриигровая экономика;
- упор на командную игру: «Рэмбо»-одиночкам здесь быстро прилетит снаряд в бортовую броню.
StarCraft II
Фанбазой серия StarCraft может поспорить с вселенной Warcraft. Первая часть стала настоящим игровым феноменом, особенно в Южной Корее (там до сих пор проводят чемпионаты по ней), то вторая благодаря интернету заняла лидирующие позиции в топе киберспортивных игр по всему миру. Игроки полюбили эту стратегию из-за крутого научно-фантастического сеттинга и глубоких механик боевых действий и строительной базы. Чемпионаты по StarCraft II проводятся часто, но сумма на кону не превышает 100 тысяч $ (хотя на StarCraft II World разыгрываются до 50 тысяч $).
- заметно похорошевшая графика (особенно по сравнению с 1998 годом);
- уникальные для каждой сюжетной миссии стили прохождения;
- масса контента и непростой сюжет, в котором часто придётся выбирать сторону протосов, зергов или терранов;
Overwatch
Командный геройский шутер от первого лица изначально разрабатывался с прицелом на киберспорт. Цель была достигнута: после оглушительного релиза Overwatch начал победное шествие на арене кибердисциплин, ну а игроки профессиональной лиги зарабатывают не меньше 80 тысяч долларов в год (и это средняя зарплата). Официальные чемпионаты в международной Overwatch League разыгрывают до 3,5 млн $.
- яркая и мультяшная, но вместе с тем детализированная графика;
- выверенный до мелочей баланс матчей и команд;
- каждый герой имеет свою предысторию и уникальное смешение характеристик (например, хилер-снайпер).
League of Legends
Типичный представитель MOBA, который вобрал в себе все лучшие черты этого жанра. Над LoL работал в составе команды и бывший дизайнер той самой DotA, поэтому игра стала духовным наследником легендарной карты. Для LoL был создан отдельный фэнтезийный мир, а фансервис может поспорить с многими франшизами. League of Legends остаётся самой популярной киберспортивной игрой в своей нише: на международном чемпионате League of Legends World Championship разыгрывается в среднем 2 млн $.
- очень проста в освоении;
- отличный дизайн персонажей и окружения;
- кроме стандартной карты, есть несколько модификаций, в корне изменяющих геймплей.
Counter-Strike: Global Offensive
Counter-Strike 1.6 можно назвать главной ценностью целого поколения геймеров, по крайней мере, в странах СНГ. Разработчики из Valve не стали заново изобретать велосипед и перенесли рабочие механики на новый движок). Улучшенная версия с дополнительными картами, оружиями, режимами и скинами получила название Counter-Strike: Global Offensive и сейчас уверенно держит пальму первенства в области киберспортивных шутеров от первого лица. Главные турниры – World Electronic Sports Games (до 1,5 млн $) и Intel Extreme Masters World Championship (до 500 тысяч $).
- масса разнообразного оружия, как нового, так и старого (но многие до сих пор уверены, что лучше «калаша» или «эмки» в игре автоматов нет);
- разные системы получения рейтинга, в зависимости от режимов;
- всё те же терроры, контр-терроры, спасение заложников и установка бомб на «А» и «Б».
Dota 2
Вряд ли есть люди в игровом сообществе, которые не слышали про родоначальника MOBA «Доту». Руководство Blizzard наверняка искусало себе все локти в досаде, что упустила такой прибыльный проект (всего 1 карта). Как бы то ни было, Valve попытались повторить успех знаменитой локации, и, как ни странно, у них это получилось. Сейчас сообщество фанатов насчитывает миллионы «дотеров», на спортивных ТВ-каналах транслируются матчи, а международные соревнования по Dota 2 под названием The International имеют призовые фонды от 1,6 млн $ до 10,5 млн $ (максимальный приз – заоблачные 34 млн $).
- обновлённый графический движок, преображающий картинку оригинальной Dota;
- углубление обширных геймплейных механик первоисточника;
- постоянные обновления и дополнения.