Стратегическими умениями должен обладать каждый полководец. Для этого нужно иметь ясный ум, твёрдую волю, умение выжидать и способность просчитывать соперника наперёд. Ну а для тех, кто не хочет руководить настоящими солдатами, отправляя их на верную смерть, существуют разные игры. Причём они существуют почти на всех платформах: начиная от шахматных, шашечных досок, полей для игры в го или домино, заканчивая современными проектами на ПК, портативные устройства, консоли. Мы составили топ игр-стратегий на ПК, которые имеют не только развлекательную функцию, но и развивают определённые умения, расчёт и ум.
Серия Command & Conquer
Серия топовых стратегий на ПК и кучу других платформ, которая является идейным продолжением легендарной Dune и определившая развитие жанра стратегий в реальном времени на много лет вперёд. Все игры (а их насчитывается 19 штук) делятся на 3 подсерии: Тибериумные войны, игры Red Alert и ответвление Generals, и почти все они вышли на ПК (кроме мобильной Rivals).
- простые классические правила: собирай ресурсы, нанимай юнитов, строй здания, бей врага;
- большая вселенная и классный сюжет (хоть местами и «клюквенный»);
- множество фракций с уникальными солдатами, техникой и методами ведения войны.
Серия Sid Meier’s Civilization
Серия глобальных стратегий, 4X и варгейма, которая создала и значительно углубила жанр пошаговых стратегий как таковой. Вся серия насчитывает аж 30 частей, и во все можно поиграть на ПК (кроме игры с подзаголовком Revolutions 2). В стратегиях нужно выбрать фракцию, имитирующую реальный народ Земли, и провести её от каменного века до современной цивилизации.
- фирменные шестиугольники, на которые делятся земли;
- постоянный выбор между добычей ресурсов или строительством на этом месте зданий;
- обширное древо технологий, позволяющее выбирать между военными, научными, социальными разработками;
- проработанная дипломатия, хоть и не без огрехов: стоит хотя бы вспомнить Махатму Ганди, который угрожает всем ядерным оружием.
Company of Heroes
Старенькая, но топовая игра-стратегия на ПК, вобравшая в себя все лучшие черты существующих на тот момент игр про Вторую Мировую Войну. Стратегия может удивить качественной постановкой боевых сцен в заставках (ничуть не хуже, чем в тогдашних CoD) и глубокой тактической и стратегической проработкой сражений на уровне Homeworld и Warhammer.
- отличная для 2006 года графика, которая на удивление приятно смотрится и сейчас;
- неплохие геймплейные находки (например, попавшая под миномётный огонь пехота прижмётся к земле, и никакие команды её не поднимут);
- полный драматизма сюжет и показанные ужасы войны.
Серия StarCraft
Наряду с серией Warcraft игры под названием StarCraft (всего их – 2 официальных ПК-версии, много дополнений к ним и ремастер оригинала) были главными проектами Blizzard. Сюжет этих стратегий в реальном времени основан на противостоянии трёх рас: протосов, зергов и терранов. Если первая часть выглядела неказисто (хоть и обрела статус культовой), то вторая уже имеет отличную 3D-графику и красочные спецэффекты, а сюжетом ничем не уступает предшественнице.
- проработанная вселенная и полные драматических событий истории каждой расы;
- куча карт для многопользовательской игры (starcraft 2 является одной из самых популярных киберспортивных дисциплин);
- крутой научно-фантастический сеттинг.
Серия Homeworld
Культовая серия стратегий в реальном времени, которая в своё время произвела переворот в жанре. В первых частях (всего насчитывается 5 игр, и все они вышли на ПК) было полноценное смешение классических игровых механик, 3D-графики и свободы действий. Достойная игра для топа стратегий на ПК, которая выгодно выделяется на фоне «соперниц».
- одна из лучших стратегий про сражения огромных звездолётов в космосе;
- полноценное 3D: враги могут напасть со всех сторон, даже снизу и сверху;
- возможность взятия корабля противника на абордаж и перенесение ресурсов и флота в следующие миссии;
- глубоко проработанная вселенная и история враждующих рас.
Серия Warcraft
Топ игр-стратегий на ПК никак не может обойтись без, пожалуй, самой знаменитой серии Blizzard – Warcraft, включающей в себя 15 игр на компьютеры. Что стратегия в реальном времени Warcraft III, что многопользовательская прародительница жанра MOBA Dota, что MMORPG World of Warcraft, что карточная игра Heartstone – все они снискали любовь пользователей и отлично прошли проверку временем.
- огромное количество персонажей и самобытный фэнтезийный мир;
- хорошая стратегическая составляющая (в синглплеере) и большая реиграбельность (в той же dota);
- приятная картинка, вызывающая чувство ностальгии.
Sid Meier’s Gettysburg!
Сид Мейер известен не только серией Civilization. Больше 20 лет назад именитый геймдизайнер выпустил стратегию-варгейм, которая стала чрезвычайно популярной благодаря отличному онлайну и хорошей стратегической составляющей. В своё время стратегия соревновалась за престижнейшие награды с самим StarCraft и Age of Empires.
- удачное сочетание настольных «солдатиков» и компьютерных игровых механиков;
- раскрытие одного из самых известных сражений Гражданской войны в США;
- детальная точность в создании рельефа местности, расположения и численности армейских частей, даже имён командиров.
Серия Total War
Топ игр-стратегий на ПК не может считаться топом без серии Total War, которая характеризуется уникальным сплавом стратегий в реальном времени, глобальной стратегии и тактики. Серия состоит из 28 игр (все они вышли на ПК). А началось всё, как ни странно, со стратегии в японском сеттинге эпохи Сёнгоку. С каждым разом разработчики выходили на следующий уровень по усложнению и проработке геймплея, и теперь стратегии с подзаголовком Total War считаются эталоном в своём жанре.
- сочетание нескольких жанров: Total War хороши для ведения военных действий и могут поспорить даже с экономическими играми на пк;
- глобальная карта – пошаговая, а бои – в реальном времени;
- большое внимание уделяется деталям, как визуальным, так и геймплейным;
- сеттинг не ограничивается одним историческим периодом или даже реальностью (например, в серии есть стратегии во вселенной warhammer).
Серия Age of Empires
Ещё одна культовая серия из 17 стратегий в реальном времени на ПК (кроме частей под названием The Ages of Kings и Mythologies, вышедших на Nintendo DS), которая завоевала множество наград и может поспорить по популярности с Warcraft или Civilization. Игра включает в себя развитие и войны человечества в периоды каменного до железного века (в первой части), Средневековья и захвата испанцами Америки (во второй) и колонизации европейцами Нового света (в третьей).
- показ реальных исторических событий и выдающихся личностей (вроде Аттилы, Жанны Д’Арк, Саладина или Кортеза);
- ИИ почти не уступает игроку и справедливо выравнивает баланс;
- огромное количество оригинальных юнитов, сооружений, военных машин.
Sid Meier’s Alpha Centauri
Идейный продолжатель серии Civilization от того же геймдизайнера Сида Мейера. «Альфа Центавра» переносит игроков в новый сеттинг. Теперь игрокам придётся покорять далёкие планеты, следя не только за конкурентами и нуждами своих жителей, но и за экологией: чужая земля не очень рада гостям. Многие наработки перешли в Beyond Earth, получившейся не менее достойной, чем лучшие части серии, но оригинал есть оригинал.
- игра наконец отошла от «земных» корней и посмотрела наверх, к звёздам;
- соперники управляются действительно умным ИИ;
- планета чутко реагирует на все изменения ландшафта, которые имеют весьма печальные последствия;
- гибкий конструктор юнитов и техники, позволяющий создавать оригинальные отряды.
Серия Galactic Civilizations
Серия глобальных пошаговых 4Х-стратегий, вышедших на ПК (пока 3 полноценных релиза и несколько масштабных дополнений) сыграла большую роль в развитии жанра игр про космос вообще и стратегий в этом сеттинге в частности. Если Homeworld был больше про динамичные баталии, то здесь перед игроками ставятся глобальные цели: расширение своей галактической империи, доминирование над соперниками, экспансия на планетах, развитие экономики в особо крупных масштабах.
- классный научно-фантастический сеттинг;
- большая карта галактики с разнообразными межзвёздными системами;
- несколько инопланетных, человеческих и даже роботизированных цивилизаций с уникальными умениями;
- возможность создавать свой дизайн кораблей и даже свои цивилизации.
Серия Myth
Культовая в определённых кругах, но незаслуженно забытая серия из 3 стратегий в реальном времени. Разработчики использовали оригинальную для своего времени технологию (2,5D-изображение), а геймплей сильно отличался от классических RTS тех лет. Строительства и найма юнитов здесь нет: игроку даётся отряд воинов, который переносится со всем набранным опытом и потерями в следующие миссии.
- сделанные вручную трёхмерные локации и двухмерные спрайты персонажей;
- мрачный и очень атмосферный саундтрек;
- законы физики действуют в полной мере: сражение усложняется при дожде, ветер или склон изменяют передвижение персонажей, дружеский огонь может раскидать половину отряда.
Серия Black and White
Очень необычная серия стратегий, которые объединяют в себе пошаговую тактику, симулятор Бога (причём буквально) и элементы градостроительных экономических игр на ПК. Путь народа, который поклоняется божеству, зависит от выбранного способа игры: Бог может быть «злым» или «добрым», что зависит от действий игрока. Геймдизайнером выступает Питер Молиньё, и серия Black&White визуально похожа на его проекты.
- разветвление геймплея на дьявольские и божественные поступки;
- любопытные, хоть и порой на грани фола, механики игры;
- свобода действий;
- проработанные элементы реализма (например, если заставить жителя усиленно молиться, маны будет много, но тогда он умрёт от голода).
Dota 2
Продолжение оригинальной Dota. Стратегия в жанре MOBA, выросшая из всего лишь любительской модификации. Многопользовательская стратегия быстро снискала популярность и стала одной из главных киберспортивных дисциплин. В принципе, вторая часть взяла от предшественницы главное: есть база светлой стороны, где можно нанимать героев из рас эльфов, людей или орков, а на другом конце карты, по диагонали, находится главное здание нежити.
- обновлённая графика с красочными взрывами и магией;
- много знакомых персонажей с новыми способностями;
- распространение игры по модели free-to-play.
Into the Breach
Небольшая пиксельная пошаговая стратегия от авторов космического «рогалика» FTL оказалась намного глубже и увлекательней, чем выглядела на первый взгляд. Игроку даётся небольшое поле, разделённое на квадраты. Управлять нужно большими меха-роботами, сражающимися против огромных монстров-кайдзю. Инопланетные твари спустились на землю, и только отважные бойцы в шагающих машинах могут защитить хрупких людей, запертых в многоэтажках.
- недолгие, но затягивающие битвы с захватчиками;
- множество вариаций для тактики;
- гибкая система модификации мехов.
Age of Mythology
Формально эта культовая стратегия в реальном времени считается частью серии Age of Empires, так как использует тот же движок, графику и похожие игровые механики. В отличие от оригинала, которые рассказывали о реальных исторических событиях и персонажах, здесь разработчики сделали упор на мифологию Древнего Египта, Греции и Скандинавии. При переходе в новую эпоху открываются новые второстепенные божества, дающие уникальные способности, а также юниты и здания.
- проработанная графика, яркие цвета и детализированная анимация моделей персонажей;
- аутентичные озвучка юнитов и музыка, особенно у викингов;
- появление сильных юнитов, которые заменяют толпы слабых.
- самобытный сюжет.
Sacrifice
Малоизвестная, но оригинальная мультижанровая стратегия, в которой нет места строительству военных и экономических зданий, сбору ресурсов и найму юнитов. Игроку в управление даётся маг, сражающийся против других колдунов. Ресурсами здесь выступают души убитых противников, а сам маг не может биться напрямую – нужно создавать юнитов и посылать их в бой против врагов.
- сочетание стратегии и элементов экшена от третьего лица (например, нефиксированная камера со спины);
- разветвлённая фэнтезийная «сюжетка» и вкрапления RPG (ведение диалогов с NPC имеет определённое значение для истории);
- отличная графика для 2000 года.
Серия Combat Mission
Серия тактических пошаговых и реал-тайм стратегий (насчитывает 9 игр на ПК) на военную тематику, известная в странах СНГ как «Линия фронта». Действие происходит в нескольких временных промежутках, среди которых – Вторая Мировая Война, Афганская война, вымышленные конфликты вроде полномасштабного вторжения США в Сирию или битв между российскими и НАТОвскими войсками.
- большой выбор пехоты, артиллерии, боевой техники, встречающихся на полях битв по всему миру;
- сражения происходят с учётом реально влияющих на стрельбу и передвижения войск факторов;
- кроме физического состояния, нужно следить и за моральным духом солдат;
- проработанный редактор уровней, режим случайной генерации сражений.
Серия World in Conflict
Обе части серии игр в жанре RTS выпущены на ПК и рассказывают о конфликте в альтернативной реальности между СССР, США и войсками НАТО. Игроку предоставляется несколько отрядов определённого типа, при помощи очков подкрепления можно приобретать солдат или боевую технику. Игры получили множество наград и признание пользователей.
- большинство техники создано на основе реальных прототипов;
- уникальные способности юнитов (например, использование белого фосфора, ЗУРов или ПТУРов);
- неплохой для типичной военной RTS сюжет.
Серия XCOM
Серия тактических пошаговых стратегий (все они доступны на ПК) всегда имела преданную базу фанатов, а при внедрении некоторых элементов экономических игр на ПК (типа прокачивания базы за деньги) и ролевой системы обрела второе дыхание. Сюжет как оригинальных игр, так и перезапуска основан на вторжении пришельцев на землю, и теперь бравым спецназовцам с самых передовых военных отрядов мира нужно противостоять захватчикам.
- мрачная атмосфера хаоса и разрушения, и только игрок может остановить это;
- система укрытий и глубокая тактическая составляющая;
- менеджмент (в последних частях) для развития базы между ведением напряжённых боёв.